Памяти воинов-НИВИТовцев посвящается!Памяти воинов-НИВИТовцев посвящается!Памяти воинов-НИВИТовцев посвящается! Орден Великой Отечественной войныМузей Военные годыМузей Военные годыМузей Военные годыЛокомотив-памятник

Боевой путь воинов железнодорожников
Первые добровольцы
Женщины - воины
Герои Советского Союза
Правда войны
Боевые будни
Один день войны
По местам боев 8-й батареи, входящей в состав 22 Сибирской добровольческой дивизии
По местам боев гвардейской Енакиево-Дунайской Краснознаменной ордена Суворова дивизии
Поиск 2004
Павшим в боях...
Венок

Другие разделы
Народный музей
Главная СГУПС
Орден Великой Отечественной войны
Боевые будни

Мост. Фото Ревягина Л.Н."В летописи Великой Отечественной Войны советского народа с гитлеровскими захватчиками почетное место будет отведено героическим делам военных железнодорожников".

Газета "Правда", февраль 1945 г.

Мост. Фото Ревягина Л.Н. В годы Великой Отечественной Войны восстановлено и построено:
117 тысяч км. железнодорожного пути;
15776 малых, средних и больших мостов;
70812 км. линий связи;
2345 пунктов водоснабжения;
разминировано 2 млн. мин и фугасов.
За период войны НИВИТ подготовил 1100 военных инженеров.

Сотни НИВИТовцев участвовали в восстановлении железнодорожных линий.
В феврале 1942 года газета "Правда" писала: "Хорошую инициативу проявили томские железнодорожники. Они организовали поезд для ремонта и восстановления пути, мостов и других железнодорожных сооружений на военных дорогах". Организаторами и руководителями этого поезда были инженеры НИВИТа: Николаев Л.А., Супрун В.А., Логутов Н.А., Лапшин И.Н.

Логутов Н.А.Супрун В.А.
Логутов Н.А.Супрун В.А.

Степан Васильевич АмелинСтепан Васильевич Амелин
(1909 - 1994 гг.)

С.В. Амелин родился в семье рабочего-кузнеца в селе Талызино Нижегородской губернии. С 15-и лет начал свою трудовую деятельность. В 1937 году С.В. Амелин с отличием закончил Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).

В тяжелые годы Великой Отечественной войны преподаватели и сотрудники НИВИТа старались принести максимальную пользу фронту, облегчали эксплуатацию железных дорог в условиях недостатка рабочих, материалов, техники. Степан Васильевич был бессменным председателем оргкомитета по связям профессорско- преподавательского состава НИВИТа с производством. Он организовывал выезд научных работников института на линейные предприятия Томской железной дороги для ликвидации "узких" мест, чтения лекций, консультаций работникам дороги.

В 1950 году Степан Васильевич защитил докторскую диссертацию в МИИТе, на основании этой защиты был утвержден в научной степени доктора технических наук и одновременно в ученом звании профессора.

В 1951 г. приказом министра путей сообщения был переведен в ЛИИЖТ на должность проректора по учебной работе и заведующего кафедрой "Железнодорожный путь". С.В. Амелин был заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, лауреатом премии Совета Министров СССР, награжден знаками "Почетный железнодорожник" и "Почетный транспортный строитель", орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета" и многими медалями.

Аркадий Васильевич КотюковАркадий Васильевич Котюков
(1888-1959 гг.)

А.В. Котюков родился в семье железнодорожника: отец был машинистом на станции Нижний Тагил. В 1905 г. окончил горно-заводской техникум. В 1918 году А.В. Котюков пришел в Красную армию. И почти сразу же ему доверили командование путейским подразделением железнодорожной части.

В 1935 г. был переведен в НИВИТ на должность старшего преподавателя кафедры "Восстановление и заграждение железных дорог", и с этого времени он целиком посвятил себя подготовке будущих офицеров советской армии и командиров железнодорожного транспорта.

В первые дни Великой Отечественной войны был назначен военным заместителем начальника института и оставался в этой должности до 1953 года. Во время войны (1941-1945 гг.) руководил работой кафедр военного цикла, и в своей преподавательской работе прекрасно сочетал теорию с многолетней военной командирской практикой. Ему в значительной степени принадлежит заслуга в деле профессиональной подготовки военных инженеров, которые все годы своей боевой службы с честью несли звание советских офицеров, воспитанников НИВИТа.

С 1953 года А.В. Котюков заведовал военной кафедрой НИИЖТа. Он был хорошим педагогом. За свою трудовую деятельность был награжден Орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Знак почета и многими медалями. Министр путей сообщения наградил его знаками "Почетному железнодорожнику" и "Ударнику сталинского призыва".

Владимир Евгеньевич ЕврейсковВладимир Евгеньевич Еврейсков
(1887 - 1960 гг.)

Родился в семье крестьянина. Учился на инженерно-строительном факультете Сибирского технологического института Императора Николая II в Томске (1906-1912). Работал на изысканиях, постройке и эксплуатации линии железной дороги Алтайск-Кольчугинск-Тельбесск.. В 1921-1925 гг. - губернский инженер Томского губисполкома. В 1925 г Наркомпрос РСФСР направлял Еврейского в Германию, где он участвовал в проведении съезда железнодорожных инженеров в Дюссельдорфе и Кельне. В конце 1920-х В.Е. Еврейсков был одним из авторов проекта создания транспортного вуза в Сибири. Принимал непосредственное участие в организации Путейско-строительного института в Новосибирске в 1932 г. Создал и наладил работу кафедры проектирования и постройки железных дорог, руководил коллективом почти три десятилетия (1932-1959).

Его ученики составили большой отряд изыскателей, строителей, путейцев железных дорог Сибири и всей страны. Среди самых талантливых питомцев, известных инженеров-транспортников: А.П. Алексеев, А.К. Дюнин (НИВИТ, 1936 г.), А.А. Комаров, А.М. Кошурников (СИИТ, 1930 г.), В.В. Писерев и др. Основные направления научных исследований В.Е. Еврейскова: деформация земляных масс, лесовозные железные дороги, электрификация железных дорог, транспорт в угольной промышленности, городской транспорт, проектирование транспортной системы Сибири. В 30-е гг. являлся помощником начальника института по научной работе, начальником научно-исследовательского сектора. Наладил издание научных трудов НИВИТа. Организовывал работу по выполнению договоров с Кузнецким металлургическим заводом.

Много занимался проблемами городского транспорта. Автор одного из первых предложений постройки Новосибирского метрополитена - первого метрополитена в Сибири, обосновал его строительство.

В годы Великой Отечественной войны принял участие в организации Комитета ученых в помощь фронту при Новосибирском горисполкоме. Возглавлял транспортную секцию. Занимался разработкой научного обоснования развития транспортной системы Сибири. В 40-е гг. принимал участие в работе по составлению комплексного плана развития транспорта Новосибирской, Томской областей - первого опыта комплексного планирования развития транспорта в регионе (1945 г.). По поручению Алтайского крайкома ВКП(б) организовал работу по составлению плана развития транспорта Алтайского края (1945 г.)

Участвовал в организации Западно-Сибирского филиала АН СССР. В середине XX в. являлся одним из крупных специалистов по проектированию железных дорог Сибири. Автор 55-и научных работ (25 публикаций и 30 рукописей). Принимал участие в работе Технического совета Министерства транспорта и строительства СССР (1953 г.).

Награжден Орденом "Знак почета" (1945 г.), Орденом Трудового Красного Знамени (1957 г.). Почетный железнодорожник (1946 г.).

Владимир Алексеевич СоколовВладимир Алексеевич Соколов
(1908 - 2000 гг.)

Родился в селе Майтиха Шарышского района Костромской области в семье крестьянина. Отец - участник революций 1905 и 1917 годов, сибирский партизан, член КПСС с 1920 года. Мать - домохозяйка.

Владимир Алексеевич в 1932-38 гг. был студентом НИВИТа и одновременно членом парткома, редактором газеты "Кадры - транспорту". В 1938 г. окончил Сибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта и был оставлен на преподавательскую работу на кафедре "Основания и фундаменты". Продолжал общественную работу в институте - редактором газеты "Кадры - транспорту" и председателем местного комитета.

В ноябре 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) был призван на политическую работу в действующую армию в качестве военкома 41В отдельного саперного батальона 250-й стрелковой дивизии. Батальон занимался очисткой территории от немецких мин и открытию проходов в минных полях и проволочных заграждениях противника при наступлении наших войск. Работы велись круглосуточно под артиллерийским и пулеметным огнем. Батальон обеспечивал проход войск Советской Армии через заминированные поля фашистов в районе Ватолино Калининской области, на Орловско-Курской дуге, участвовал во взятии Орла, Минска, Бобруйска и других городов. При форсировании водных преград зимой бойцы усиливали прочность льда, летом строили мосты, сооружали штурмовые мостики. В Белоруссии саперы восстанавливали мосты для пропуска танков. Под непрерывным огнем фашистов был сооружен 120-метровый мост через Десну.

При разминировании, заграждениях, восстановлении сооружений комиссар батальона майор В.А.Соколов очень часто выполнял функции военного инженера, лично обезвредил много вражеских мин, учил бойцов распознавать и обезвреживать фашистские мины.

Боевой путь батальона пролег через Польшу, Восточную Пруссию и закончился в Берлине. За боевые заслуги В.А. Соколов награжден Орденом Красной Звезды (за обеспечение прорыва на Курской дуге), Орденом Отечественной войны 2-й степени (за прорыв обороны врага на Белорусском фронте), медалью "За победу над Германией".

Ревягин Леонид НиколаевичРевягин Леонид Николаевич, выпускник факультета "Мосты" НИВИТа, в течение 1941-1945г. на разных фронтах принимал непосредственное участие в работах по восстановлению мостов, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах. В музее университета хранятся его материалы. Фотоальбом с документальными снимками фронтовых мостов, личные дневники военного времени - отчеты Ревягина Л.Н., содержащие уникальные статистические сводки, обзорные материалы и подробные описания работ по восстановлению больших и малых мостов, тоннелей и других сооружений на железных дорогах войны. В данном разделе мы приводим фрагменты дневников [1] [2] [3] и фронтовые снимки Ревягина Л.Н.

Разрушенный мост ч/р Днепр у г.Кременчуг. Вид со стороны Крюкова.
Разрушенный мост ч/р Днепр
у г.Кременчуг.
Вид со стороны Крюкова.
Восстановленный пролет моста ч/р. Милков на 195 км. участка Фалешти-Бузеу (Румыния).
Восстановленный пролет моста ч/р. Милков на 195 км. участка Фалешти-Бузеу (Румыния).
Вытаскивание элементов разрушенного моста при помощи мачт с талями.
Вытаскивание элементов разрушенного моста при помощи мачт с талями.
Разрушение верхнего строения пути подрыванием.
Разрушение верхнего строения пути подрыванием.
Установка консольным краном пролетного строения Lp=23.0м.
Краткосрочный мост ч/р. Днестр у г.Могилев Подольский (Бессарабия). Установка консольным краном
пролетного строения Lp=23.0м.
Восстановление моста ч/р. Днепр у г.Черкассы.
Восстановление моста ч/р. Днепр у г.Черкассы. Боковая надвижка пролетного строения Lр=23м.
Мост ч/р. Днепр у г.Кременчуг.
Мост ч/р. Днепр у г.Кременчуг. Установка пролетного строения Lр=27м. консольным краном.
Металлическая опора из рельс
Металлическая опора из рельс